Расширенная гарантия на шины

Что такое раскоксовка, зачем она нужна, как часто проводить

Что такое раскоксовка, зачем она нужна, как часто проводить

Когда водители сталкиваются с повышенным расходом топлива, проблемами с запуском двигателя, ухудшением его работы или увеличенным выбросом вредных веществ, причиной может быть нагар и коксовые отложения в камере сгорания, на поршневых кольцах, поршнях мотора. Процесс их очистки или профилактику отложений называют раскоксовкой. Она помогает улучшить компрессию, повысить мощность и снизить расход масла.

Что такое раскоксовка, зачем она нужна, как часто проводить_26-03-2024-6.jpg

Раскоксовка во времена наших дедов

Автомобилисты и тогда, и сейчас знают, что для продления срока службы двигателя, полезно периодически очищать поршневые кольца от нагара. Но тогда не было специальных средств, поэтому применяли подручные. Чаще всего водители разбирали двигатель и убирали нагар из стенок поршневой группы и поршневых колец с помощью спирта или смеси керосина, масла, ацетона и нефраса (нефтяной растворитель). 

Что такое раскоксовка, зачем она нужна, как часто проводить_26-03-2024-5.jpg

Современные средства для раскоксовки 

Сейчас, чтобы почистить двигатель, его в основном не нужно разбирать полностью. 

Есть несколько способов для выполнения раскоксовки:

  • Мягкая раскоксовка — присадки добавляют в масло или топливо. 

  • Динамичная раскоксовка. Выделяют и как разновидность мягкой очистки, и как отдельный способ: когда в топливо добавляют специальные присадки. 

  • Жёсткая раскоксовка — химические составы заливают непосредственно в камеру сгорания через свечные отверстия: 

    • Механическая раскоксовка: когда двигатель разбирают и механически устраняют отложения. Головка блока цилиндров, впускные и выпускные клапаны и т. д. открываются, чтобы можно было вручную соскрести нагар. Выхлопная труба и глушитель также снимаются и очищаются с помощью мойки высокого давления. 

    • Химическая раскоксовка предполагает применение химических соединений, которые разрушают углеродистые отложения. В результате такие компоненты, как топливные кольца, поршни, форсунки и т. д. очищаются, а химикаты выходят через выхлопную систему. Поскольку этот способ не требует вскрытия мотора, он стоит дешевле, а также более безопасный. Однако химический способ для раскоксовки подходит только в качестве профилактического метода.

  • Ульразвуковая очистка в специальной ванне с чистящим раствором, где высокочастотные звуковые волны эффективно удаляют отложения.

Выбор способа зависит от степени загрязнённости узлов автомобиля. 

Что такое раскоксовка, зачем она нужна, как часто проводить_26-03-2024-4.jpg

Средства для раскоксовки

Сегодня на рынке много средств для раскоксовки. Чтобы не купить подделку и не навредить двигателю, выбирайте проверенные бренды и пользуйтесь известными площадками, которые дают гарантию на свою продукцию. 

  • Добавки в топливо. Это жидкие добавки, которые смешиваются с топливом и поступают в систему сгорания двигателя. Они растворяют сажевые отложения и очищают внутренние поверхности цилиндров и поршней.

  • Аэрозольные средства. Их впрыскивают во впускной коллектор или прямо в цилиндры двигателя через свечи зажигания. У них обычно более мощное действие и они могут очищать более труднодоступные участки.

  • Жидкости для промывки мотора. Эти средства добавляют в систему масляного оборудования. Они циркулируют по двигателю вместе с маслом, при этом растворяют и удаляют сажевые отложения, а также очищают масляные каналы и прокладки.

  • Присадки к топливу и маслу. Некоторые производители предлагают специальные присадки, которые добавляют как в топливо, так и в масло двигателя. Они обеспечивают комплексный подход к очистке мотора и могут предотвратить образование нагара в будущем.

Обычно это концентрированные жидкости, которые разбавляют с водой перед использованием. После разведения средство подаётся под давлением с помощью специального пеногенератора или пенной пушки. 

Несколько факторов, которые следует учитывать при выборе раскоксовочного средства:

  • Тип двигателя — бензиновый или дизельный.

  • Степень загрязнения двигателя. Для лёгкого, среднего или тяжёлого нагара.

  • Способ применения. Мягкая или жёсткая раскоксовка.

Но сначала нужно выполнить диагностику двигателя с эндоскопией, для оценки повреждения поршневой группы. 

Диагностика двигателя

Чтобы понять, насколько загрязнён двигатель и какой тип очистки будет самым оптимальным, выполняют диагностику. 

  • Эндоскопия (это может быть звуковая и видеоэндоскопия). Она определяет степень износа поршневой группы в целом.

  • Проверка компрессии на стенде — при этом можно определить состояние поршневых колец.

  • Осмотр системы выпуска — поможет определить, есть ли несгоревшее масло в системе.

  • Проверка системы ЕГР — сможет определить забитость системы рециркуляции и уровень выброса токсичных выхлопных газов.

Если вы чувствуете, что последнее время автомобиль стал вести себя по-другому, дымит, двигатель стал расходовать лишнее масло, и вы не уверены: нужна ли вам раскоксовка, лучше обратиться к специалистам для полной диагностики двигателя.

Что такое раскоксовка, зачем она нужна, как часто проводить_26-03-2024-3.jpg

Когда проводить раскоксовку двигателя

Чёткого регламента для проведения процедуры не существует. Но опытные автомобилисты утверждают, что если пропадает тяга, машина начинает дымить — это повод задуматься о процедуре. Производители средств для удаления нагара и шлаков указывают примерный пробег, при котором стоит проводить профилактическую раскоксовку. Средние цифры при этом такие: для новых двигателей каждые 50–70 тыс. км, для моторов с пробегом — каждые 30–40 тыс. км. 

Как понять, что раскоксовка нужна

Вот основные симптомы, которые могут свидетельствовать о необходимости раскоксовки:

  • повышенный расход масла: более 500 мл на 1000 км; 

  • сизый дым из выхлопной трубы, особенно при резком нажатии на газ;

  • падение компрессии;

  • ухудшение динамики разгона;

  • нестабильная работа двигателя;

  • троение;

  • повышенный шум при работе мотора.

Если вы столкнулись с одним или несколькими из этих симптомов, лучше провести диагностику в сервисном центре.

Что такое раскоксовка, зачем она нужна, как часто проводить_26-03-2024-2.jpg

Что делать  после раскоксовки двигателя

Сажа и другие отложения, которые удалили в процессе раскоксовки, могут попасть в масляную систему. Поэтому рекомендуют провести замену масла и масляного фильтра, чтобы избавиться от этих частиц и обеспечить чистоту масла в двигателе.

Убедитесь, что охлаждающая система работает эффективно и нет утечек. При необходимости долейте или замените охлаждающую жидкость.

Проверьте состояние впускной и выхлопной систем. Убедитесь, что нет повреждений или утечек, которые могут повлиять на работу двигателя.

После раскоксовки рекомендуют провести тестовый запуск двигателя и проверить его работу на холостом ходу при различных нагрузках. Обратите внимание на общую плавность хода и отсутствие аномальных звуков или вибраций.

После раскоксовки стоит следить за работой двигателя и проводить его обслуживание в соответствии с рекомендациями производителя. Это включает в себя регулярные замены масла, проверку и замену фильтров, а также проведение предписанных технических обслуживаний.

Средства для раскоксовки могут помочь улучшить работу двигателя, но они не будут панацеей. Если двигатель сильно изношен, то раскоксовка может не дать желаемого результата.

Помните: раскоксовка — это потенциально опасная процедура, поэтому её следует проводить с осторожностью. Если вы не уверены: нужна ли вам раскоксовка, лучше обратиться к специалистам.