Расширенная гарантия на шины

Какие новые технологии появляются в автопроме

В своё время производство автомобилей стало грандиозной инновацией само по себе. Конструкторы машин старались усовершенствовать их до максимума. А при беглом взгляде на современный дорожный поток возникает мысль, будто развитие техники стоит на месте. Но за внешне одними и теми же контурами скрывается разное содержание. 

Давайте посмотрим, какие достижения разные компании используют в 2020-е годы в России и за рубежом!

Электротяга на новом уровне

Среди новых легковых автомобилей различных марок становится все больше оснащённых электромотором. Но разработки, которые представляли на Шанхайском автосалоне 2023 года, превзошли своих предшественниц ощутимо. Недавно можно было рассчитывать только на 300–400 км хода. Последние же образцы демонстрируют пробег не менее 600 километров, уверенно подбираются и к отметке в 1000.

Глобальный переворот в мире автомобиля может совершить новая батарея от CATL. За этим сокращением скрывается ряд достоинств:

  • исключительная надёжность благодаря гибкому приспособлению элементов (микронных мостов промежуточного слоя) к переменам обстановки;

  • ёмкость в 2–3 раза выше, чем у прежних версий;

  • максимальная плотность энергии среди серийных образцов: 255 ватт-часов на 1 кг;

  • радикальное ускорение зарядки (показатель восполнения заряда с 0 до 80% за 15 минут).

Можно ожидать, что скоро появятся модели с 1500-километровым запасом хода. Еще один гибрид —  Dongfeng Fengon 580 — уже способен преодолеть 1150 километров без дозаправки. А такой производитель, как BYD в очередной раз подтвердил свою репутацию автора перспективных идей. Destroyer 07 PHEV показал пробег 200 км на электричестве. Это в 4 раза превосходит лучшие гибридные версии от конкурентов из Старого Света и США.

Источник изображения

Автопроизводители начинают делать авто с более высоким напряжением бортовой сети. Простота интеграции бортовой 400-вольтной сети в существующую инфраструктуру уже не оправдывает себя. Для ускорения зарядки планируют перейти на ток 800 вольт. Технические сложности при реализации таких проектов (адаптация систем) сделают такое преобразование весьма долгим. К 2030 году трансформацию планируют завершить. Быстрее дело пойдёт у премиальных марок. 

В трёх измерениях

Внедрение 3d-печати в автопроме обещали уже давно. И вот сейчас это постепенно делают реальностью. В нашей стране ещё с конца прошлого года сертифицировали XEV YOYO — электрокар, основные части которого (за исключением жёсткой рамы) печатает принтер. Двухместный микрокар в полном сборе весит всего 620 килограммов. Радикально облегчить его удалось благодаря применению полимеров.

Источник изображения

Достижения немецкого концерна

Упор на применение технологий 3d сделали и в Volkswagen. Технологи прекратили использовать лазер. Теперь создавать различные типы деталей им помогает клей, что гораздо проще и дешевле. Важно: переоценивать технологию 3д не стоит. По оценкам инженеров, её будут применять для изготовления второстепенных, не слишком ответственных узлов авто. Но производство таким способом двигателей, подвески и других нагружаемых элементов ограничивает недостаточная жёсткость и большая длительность процесса сборки.

Немецкие конструкторы полагают, что их методика производства с помощью клея позволит сократить издержки и повысить производительность работы конвейера. Заготовки теперь размещают в клеевой камере более оптимальным образом. По официальным данным немецкого концерна, к 2025 году начнут выпускать до 100 тыс. деталей таким способом. Но и гигант индустрии не может отбросить технологические ограничения. Благодаря 3d-печати изготавливают преимущественно:

  • дверную облицовку;

  • приборные панели;

  • бамперы;

  • радиаторы;

  • кронштейны.

На 3d принтере зато можно сделать литиевые аккумуляторы любой формы и размера. Эту разработку презентовала американская компания Sakuu. Платформа Kavian рассчитана на гибкость монтажа. Такое предложение могут применять не только в автопроме, но и в других отраслях вместе с ним.

Принтеры для печати, впрочем, используют не только при изготовлении самого автомобиля. Ещё одно перспективное направление развития 3Д-методов — производство инструмента для автосборочных цехов. Заводы, которые используют этот подход, отметили выгодность и комфортность инновации, отсутствие зависимости от смежников. 3d-принтер также решает проблему поставки запчастей. Их можно легко получать не только на модельный ряд конкретного года, но и на ранее снятые с производства машины. При этом не нужно расходовать попусту складские площади. Ожидают, что в мастерских станут делать сменные модули самостоятельно, что сократит срок ремонта, удешевит его.

Перспективы открывает и режим экструзионной печати 3d. Бельгийский проект ValCUN модифицировал технологию осаждения расплавленной сварочной проволоки. Но нужно учитывать, что заготовки, которые дает 3d-принтер, после печати всё равно подвергают интенсивной механической обработке. Наиболее вероятная область применения — производство радиаторов.

КАМаЗ тоже не отстаёт: в этом году там начали использовать принтер для 3d-печати литейных форм. Опыт показал, что количество производственного брака упало, вопреки первоначальным опасениям. 

Струйно-порошковая технология основана на применении фурановых смол. Похожие методы отработали ранее на металлургическом производстве в Магнитогорске. Проектировщики обдумали и процесс проектирования в цифровом формате.

Заслуживает внимания и российская разработка 3d-печати металлической пены. В конструктивных частях автомашин её, конечно, по-прежнему не применяют. Но зато она станет подспорьем в звукоизоляции, подавлении вибрации. Результат исследовательской программы Сколковского института науки и технологий позволит при 3d-печати экономить время и сырьё, тратить меньше электричества. Дополнительный плюс — тонкая настройка параметров. Трёхмерные сканеры не менее полезны в автопроизводстве. Подтверждает это фирма APR Japan, которая купила новое оборудование для создания аэродинамически выверенных кузовов гоночной техники.

3d помогает в отдельных областях, но заменить традиционное производство не позволяет.

Искусственный интеллект и автоматизация

Популярное представление, будто в нашей стране не может быть инновационных автомобильных разработок, устарело. В сегменте промышленного транспорта, в отличие от легкового парка, использовать так называемый искусственный интеллект — вполне перспективная идея. Подтверждением тому служит Evocargo EVO-1. Проектировщики изначально учитывали то, что управлять грузовиком вручную не нужно вовсе; традиционная кабина отсутствует как класс.

Источник изображения

Купить EVO-1 можно будет и в электрическом варианте, и на водородных батареях. Заявленная грузоподъемность модели достигает 1500–3500 кг. Планируют также выпускать крупнотоннажную версию, с расчётной полезной нагрузкой 44000 кг. Новая отечественная марка поможет закрыть потребности предприятий, портов и горнодобывающей отрасли.

Автоматизировать отдельные операции вождения поможет нейросеть «DriveGPT». 

Инновационные системы и модули

В этой сфере тоже идут подвижки. Так, новые модели Volkswagen будут оснащать управляемым с помощью голоса климат-контролем. Система будет способна регулировать свои режимы по умному алгоритму с учётом метеоусловий. Пока введут этот комплекс только в одной модели Passat (ID.7), выпуск которого стартует осенью 2023.

Hyundai не отстает: фирма представила свежее поколение информационных дисплеев. Эта разработка способна свернуться в рулон. Расположат её на передней панели. Другая инновация корейского автопроизводителя — колёса, способные на разворот даже на 90 градусов. Они позволят кардинально упростить парковку. Модуль, который повышает маневренность в ограниченном пространстве, отрабатывали с 2018 года, и вот теперь, в 2023-м, его добавили в серийные образцы.

Что еще появляется

В скором времени на рынок выйдет летающая машина XPeng X2. При массе 560 кг она сумеет на одном заряде батареи пролететь более получаса, с двумя  пассажирами внутри. Заявленная скорость — 130 км, высота полета — 1 км. Ряд маневров эти новые машины могут совершать в беспилотном режиме. Предусмотрели автоматический выпуск парашюта. Интересная деталь: наземный режим, судя по всему, не предусмотрели вовсе.

Источник изображения

В России до такого пока ещё не дошли. Но собственную систему АБС уже разработали. Тесты новой модели ВАЗа производят в Якутии, где для легковых автомобилей условия особенно тяжелы по сравнению с центром страны. Проект российской марки «Итэлма» планируют вскоре проверить на сухом асфальте и на смешанных покрытиях.

Концерн Mitsubishi придумал как применить обычный сканер водителя для сбора биометрических данных. Устройство отыскивает признаки расстройств здоровья. Упор делают на том, что может привести к ДТП. Когда начнут сбыт таких моделей, пока неясно.

Технологические новинки в автомобильной отрасли продолжают создавать постоянно. Модифицируют как моторы и источники энергии, так и вспомогательные узлы машин. Развивают и технологии производства, а в сегменте промышленного автотранспорта активно идёт автоматизация. Через какой-то десяток лет мы можем совсем не узнать эту область.