Масло в двигателе: какое, как, зачем
Моторное масло обеспечивает правильную работу двигателя внутреннего сгорания. Оно очищает, предотвращает коррозию, охлаждает и снижает трение. Если слить из мотора всё масло, то он не проживет и минуты. Это доказывает эксперимент Мэтта Уотсона — британского автожурналиста. Двигатель Peugeot 208 проработал без масла всего 47 секунд, а мотор Ford Focus 2 вышел из строя за 20 секунд.
Но какую смазку выбрать и как часто её менять? Ответы на эти и другие вопросы — в статье.
Что нужно учесть при покупке масла
Моторных масел много, и далеко не каждое из них подойдёт для двигателя вашего авто. Поэтому перед покупкой нужно заглянуть в руководство по эксплуатации ТС или сервисную книжку. Ниже поговорим о том, какие параметры следует учесть.
Тип масла
Есть три вида масел:
-
Минеральные. Их получают из сырой нефти и чаще всего используют для сельхозтехники или авто с более старыми или менее мощными двигателями, которые не требуют специальной защиты или работы в условиях экстремальных температур. Это связано с тем, что у минеральных масел минимум защитных свойств, по сравнению с другими видами и они плохо переносят высокие температуры. Поэтому, такое масло — не лучший выбор для современного легкового авто.
-
Полусинтетические. Представляют собой минеральную основу, в которую добавили синтетические присадки. Результат — улучшенная термостойкость, вязкость и защита двигателя. Минус такого масла — загустение при низких температурах. Поэтому зимой его используют с осторожностью.
-
Синтетические. Такие масла получают химическим путем. Они наиболее стабильны — устойчивы к перепадам температур, меньше подвержены испарению, лучше защищают двигатель.
В большинстве современных ДВС используют синтетические масла.
На что влияет вязкость
Моторное масло должно смазывать движущиеся элементы двигателя, предотвращать сухое трение. Для этого оно заполняет все зазоры, создаёт герметичность и обеспечивает легкость скольжения.
В зависимости от температуры, меняются его характеристики. Так, если столбик термометра опускается ниже нуля, то масло густеет. И стартеру нужно больше усилий для запуска двигателя.
Показатель «вязкость» определяет, насколько масло способно сохранять текучесть при изменении температурного режима. Идеально, чтобы этот параметр оставался одинаковым и при −20, и при +40 градусах. Тогда двигатель будет стабильно работать вне зависимости от обстоятельств.
Вязкость масла определяют по стандартам SAE (Сообщества автомобильных инженеров). Для этого используют такие обозначения: 5W-30 или 0W-20. Оба варианта — это всесезонные масла. Число с индексом W указывает на возможность использования в зимний период, а вторая цифра говорит о том, что смазка подходит для лета.
По этой классификации есть три типа масел:
-
Летние. В их маркировке присутствует только одно число. Например, SAE 30 или SAE 40. Первый вариант рассчитан на использование при температуре до 30°C, второй — до 40°C. Такие смазки не рекомендуют использовать при +5°C и ниже.
-
Зимние. Здесь есть цифра и буква W (winter). Маркировка выглядит так: SAE 15W. Здесь чем меньше число — тем на более низкие температуры рассчитано масло. Например, 0W — гарантия запуска мотора при температуре в −35°C, а смазку с маркировкой 25W можно покупать для регионов, где минимальная температура −10°C.
-
Всесезонные. Здесь есть сразу два числа. Первое из них будет с индексом W. Например, SAE 25W-40.
Выбирать масло по вязкости нужно с учётом условий эксплуатации авто. Если вы живёте в регионе с суровыми зимами, но не ездите, когда термометр показывает ниже +5°C, то вам нет смысла покупать всесезонную смазку.
Что такое допуски масла
Помимо общих критериев масла, европейские производители указывают также допуски. Это стандарты качества, которым должна соответствовать смазка. Поэтому, если на канистре с составом указан допуск Renault-Nissan, это значит, что изготовитель масла прошёл испытания этого автопроизводителя и получил сертификат.
Здесь учтены такие нюансы:
-
толщина плёнки, которую создаёт масло на деталях двигателя;
-
влияние присадок на компоненты мотора и т. д.
Для каждого типа двигателя есть свой стандарт. Поэтому, если на ёмкости с маслом присутствует допуск для вашего мотора — состав можно смело покупать. У каждого автоконцерна свои обозначения, например:
-
Volkswagen — VW 502.00 — для бензиновых двигателей, а VW 505.00 — для дизельных;
-
General Motors — GM dexos2 — для дизельных двигателей, GM dexos1 — для бензиновых, GM LL-A-025 используют для масел с высоким содержанием серы, а GM LL-B-025 — для масел с низким содержанием серы;
-
Mercedes-Benz — MB-229.51 — для дизельных двигателей, MB-229.31 — для бензиновых;
-
Renault-Nissan — RN 0700 для бензиновых двигателей и RN 0710 для дизельных двигателей;
-
BMW — BMW LL-04 — подходит как для дизельных, так и для бензиновых двигателей, BMW LL-12 — новая спецификация моторных масел для современных двигателей BMW, которая соответствует последним технологиям и требованиям производителя.
Использовать масло без допуска — опасно.
Выбираем моторное масло правильно
Хотите продлить срок работы мотора — используйте то масло, которое рекомендовал производитель. Его указывают в сервисной книжке авто. Иногда в этом документе есть фраза: «Рекомендуем использовать оригинальные масла». Тогда нужно узнать у официального дилера, какую смазку они используют для конкретного авто во время техобслуживания.
Европейские производители указывают собственные спецификации. Например, RN 0700. Тогда ищите смазку с этой маркировкой на упаковке. Бренд значения не имеет. Главное — спецификация.
Также автопроизводители могут указывать значения вязкости SAE для разных условий эксплуатации авто. Прислушайтесь к этим рекомендациям.
К сожалению, масла известных брендов могут подделывать. Если лить в двигатель подделку, можно спровоцировать серьёзную поломку. Каждая компания по-своему борется с мошенниками — вводит различные уровни защиты. Узнать, как отличить оригинал от подделки, можно на официальном сайте производителя. Например, производитель моторного масла Mobil обычно добавляет на упаковку hologram и штрих-коды для защиты от подделок.
Есть и общие рекомендации:
-
Упаковка и этикетка: проверьте качество упаковки, наличие всех маркировок, логотипов и защитных элементов, таких как hologram, микротекст, штрих-коды.
-
Серийный номер: некоторые производители моторных масел наносят на упаковку или на саму бутылку уникальный серийный номер, который можно проверить на официальном сайте бренда.
-
Магазины и дилеры: покупка масла в официальных магазинах или у дилеров бренда гарантирует покупку оригинального продукта.
-
Цена: если цена продукта слишком низкая относительно рыночной стоимости оригинала, это может быть признаком подделки.
Оригинальное моторное масло отличается более высоким качеством и соответствует всем стандартам и требованиям производителя.
О смешивании моторных масел
Запрещено смешивать масла двух разных марок и классов. Например, синтетические смазки от Castrol и G-Energy — это не одно и то же. Учтите, что каждое масло — это особый состав со своим набором присадок. При смешивании возможны неожиданные химические реакции. И неизвестно, как это отразится на двигателе.
Другое дело, когда вам нужно срочно долить масло в мотор. Например, на приборной панели загорелся индикатор, вы доехали до заправки, а там нет той марки, которую вы используете. Тогда можно рискнуть и залить ближайшее по характеристикам масло. На этой смеси можно доехать до дома, но затем её нужно будет слить и заменить рекомендованной смазкой.
О частоте смены масла
Производители часто устанавливают сервисный интервал замены в 15–20 тысяч километров. Но многое зависит от условий эксплуатации авто. Если вы совершаете частые короткие поездки, используете горючее низкого качества, часто стоите в пробках, то интервал замены нужно сократить вдвое.
Некоторые автомобилисты ориентируются на моточасы при смене масла. Однако такой метод более применим к стационарной технике. Но его можно использовать в качестве дополнительного ориентира и менять смазку каждые 300 моточасов. Подробнее о частоте смены масла читайте здесь.
Несвоевременная замена моторного масла может существенно снизить ресурс двигателя. Например, капремонт потребуется уже на отметке в 90–100 тысяч километров пробега. Тогда как при правильном техобслуживании большинство современных моторов не требуют серьёзного ремонта до 250–300 тысяч километров.